О страхе быть наказанным

        Страх быть наказанным, как любой страх, возникающий в процессе отношений между людьми, обусловлен опытом. Если ребенку придумали «страшное» наказание – возникает страх. Следует помнить, что отношение к наказанию индивидуально. Если ребенок больше всего боится укоризненного взгляда мамы, то другой его может не заметить, и напугать такого ребенка можно только ремнем. Дети не могут после первого наказания стать ангелами, они все равно будут шалить, нарушать правила взрослых, ошибаться. Поэтому наказание должно быть посильно для психики ребенка. Если наказание слишком строгое, страх наказания слишком велик, возникает обратный эффект – ребенок начинает отчаянно игнорировать любые наказания, тогда приходится придумывать новые, более строгие. Конфликт усугубляется, ситуация заходит в тупик.
        Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, и не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, быть не любимым, ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Кроме того, страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывает иногда обусловлены не соответствием темпераментов и культурного уровня родителей и ребенка, причем не в пользу родителей.  
       Но если все же наказания происходят,  следует выполнять некоторые правила:                                                         
1.Нельзя наказывать лишением возможности осуществлять жизненные процессы: приема пищи, сна, умывания и т.д.
2.Нельзя лишать ребенка своей любви и расположения.
3.Категорически недопустимы физические наказания.
4.Требования к ребенку должны быть понятными (ребенок должен знать, чего от него хотят, почему и что будет, если он не выполнит требование), справедливыми (ребенок должен принять предлагаемые условия, согласиться с ними), последовательными и систематическими (нельзя менять правила только потому, что так удобно взрослым. Изменения возможны лишь по очень серьезным причинам, которые обязательно нужно объяснить ребенку так, чтобы он их принял).
5. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
6.После наказания проступок должен быть «предан забвению» . О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
7.Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
8.Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
9. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
10.Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
 
А самое полезное для ребенка, когда его поощряют в семье:
1.Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
3. Дарите ребёнку подарки, учите ребенка дарить подарки другим и получать от этого удовольствие.
4. Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.


Использованная литература:

«Развитие личности ребенка». Екатеринбург 2005 «У-Фактория» Составитель  В.И. Ильина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий